Победим терроризм, только победив коррупцию.


Питательной средой террора является коррупция. В обществе, где все продается и все покупается, где циничные олигархи бравируют своим презрением к обездоленным массам народа, где взятки и откаты являются нормой, подготовить и осуществить материальную сторону теракта не составляет труда. Используя коррупцию, террористы легко приобретают оружие, перемещаются по стране и городам, скрываются, пересекают границы, обеспечивают информационную поддержку, подкупают сотрудников правоохранительных органов.

Без тотального распространения коррупции не было бы ни Буденовска, ни Кизляра, ни взрывов домов в Москве и Волгодонске, ни захвата театра на Дубровке, ни Беслана, ни взрывов самолетов и т.д. и т.д.

Вот, что говорят на эту тему ответственные политики, специалисты и эксперты.

Победа над коррупцией в России постепенно приведет к победе над терроризмом, считает Первый заместитель председателя Совета федерации, председатель парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств теракта в Беслане Александр Торшин. Комментируя причины теракта в Беслане, Торшин указал, что здесь необходимо помнить и о внутренних причинах, таких как «наша собственная неорганизованность», и «коррупция на дорогах, коррупция в органах внутренних дел». « Сто рублей, данные на дороге, превращаются в пулю, которая летит в ребенка»,-добавил он. Торшин напомнил, что в рамках расследования теракта в Беслане возбуждено уже три уголовного дела по фактам злоупотреблений и халатности, ведется расследование.

Коррупция и терроризм связаны: коррупция не только разъедает экономические и моральные основы общества, но и подпитывает терроризм, считает Председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин. «Это и отмывание «нечистых» денег, которые потом используются в деятельности террористов, и подкуп должностных лиц, без чего широкомасштабный теракт практически не возможен,- заявил Сергей Степашин корреспонденту «ФК – Новости».

Газета «Комсомольская Правда» провела собственное расследование о взаимосвязи коррупции с терроризмом. Приведем несколько выдержек из данного материала.

Найдены ли пособники террористов, захвативших заложников на Дубровке?

- Известно о пяти арестованных пособниках террористов, в том числе сотрудник московской милиции, выдавший боевику фальшивый паспорт.

Кто помог «шахидкам» проникнуть на лайнеры Ту-134 и Ту-154?

- В Генпрокуратуре сообщили, что уже задержаны двое подозреваемых. Один из них - домодедовский спекулянт авиабилетами, который, по версии следствия, продал чеченкам билеты, когда регистрация на оба рейса была уже завершена. А другой задержанный – сотрудник службы безопасности аэропорта. Он якобы за некоторую мзду любезно помог кавказским дамам безболезненно пройти паспортный контроль и предпосадочный досмотр.

Почему среди бандитов, захвативших школу в Беслане, оказались персоны, числившиеся в СИЗО?

- Как признают сотрудники спецслужб, не было никаких оснований отпускать их на свободу. На каждом – кровь военнослужащих и мирных граждан, они не подпадали под амнистию. Можно предположить, что имело место предательство – бандитам помогли организовать побег из мест лишения свободы. И сумели надолго это скрыть.

Многие эксперты причинами всплеска терроризма на Северном Кавказе назвали коррупцию и нестабильную экономическую ситуацию. Особо устойчивые позиции коррупция приобрела в республике Дагестан. В сотнях случаев насильственной смерти чиновников, сотрудников органов безопасности и журналистов виноват именно разгул коррупции.

По мнению экспертов, рост насилия в Дагестане, да и на всем Северном Кавказе можно остановить, лишь приняв эффективные меры по борьбе с коррупцией и реинтегрировав местную молодежь в нормальную экономическую и политическую среду. Высокий уровень безработицы в республике – опять же, продукт деятельности коррупционных схем – существенно облегчает исламским террористам задачу вербовки новых сторонников.

Первым среди северо-кавказских лидеров знак равенства между коррупцией и терроризмом поставил Президент Чеченской республики Рамзан Кадыров. «Я считаю необходимым довести до сведения всех руководителей министерств и ведомств республики, что коррупция в Чеченской республике будет расцениваться как терроризм. По этой причине с этим явлением мы будем бороться жестко», - сказал Кадыров на встрече 15 января 2009 года с главой Счетной палаты республики.

 

Чтобы найти казнокрадов, допустим, В Дагестане, Кабардино-Балкарии, достаточно проехать по столицам этих республик: в престижных районах там стоят особняки трех-четырех этажные, с бассейнами, с другими атрибутами роскошного жилья, и если спросить у проходящих мимо жителей: - Чей это дом?- то мы узнаем, что это либо начальник милиции, либо начальник таможни, или  какой-то крупный госслужащий, министр какого-то хозяйства, энергетик или еще кто-то, к примеру, руководитель местного ЖКХ. Но мы прекрасно знаем, какие зарплаты на Северном Кавказе у чиновников – дай Бог, 15 – 30 тысяч рублей в месяц, тогда как стоимость особняка – от 5 до 15 и более миллионов долларов.

В этой связи искать тут коррупционеров совсем не сложно. Правда, кто искать будет, если дом прокурора республики стоит в этом же престижном районе?

Видя эту социальную несправедливость, местная молодежь уходит в религиозные структуры экстремисткой направленности, а затем в террористы.

 

Масштабность коррупции душит Россию, пагубно влияет на обеспечение национальных интересов, способствует терроризму, значительно понижает рейтинг в международной классификации, заслоняет собой инвестиционную привлекательность страны. Теневая экономика и всепроникающая коррупция создали благоприятную среду для развития организованной преступности.
Коррупция разлагает власть и чувствительно «бьет» по карману россиян. Согласно исследованиям фонда «Индем», на преодоление бюрократических препон в сфере бизнеса граждане платят в год в виде взяток 33 млрд. долларов США, незаконные поборы в области медицинского обслуживания составляют около 600 млн., при поступлении в вузы – 500 млн., сотрудникам ГИБДД – 368 млн., судьям – 274 млн. долларов. В связи с этим общество крайне нуждается в обуздании коррупции, в развертывании сильной государственной политики, в принятии основательной законодательной базы (в том числе закона прямого действия), которая обеспечит защиту прав и законных интересов граждан и организаций.

Целями такой политики как на федеральном, так и на региональном уровнях должны стать прежде всего предупреждение коррупции и ее последствий; разрушение сложившейся системы устойчивых коррупционных связей; обеспечение ответственности за коррупционные преступления и правонарушения; мониторинг коррупционных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики; формирование антикоррупционного общественного сознания; введение антикоррупционной экспертизы правовых актов; оказание поддержки формированию и деятельности антикоррупционных общественных объединений. Такое целеполагание вовсе не исчерпывающе, у него есть и другие составляющие. Однако очевидно, что без вовлечения в системную, последовательную профилактическую работу различных институтов гражданского общества, без широкой помощи социально и политически активных слоев населения государству, правоохранительным органам не справиться с коррупцией, не добиться ощутимой её минимизации. Это все равно, что пытаться лететь с одним крылом. Профилактика коррупции должна занять подобающее ей место в работе государственных и общественных органов. По существу, это разновидность социальной работы, смысл которой состоит в недопущении преступлений. Как в медицине, профилактика болезней, их предупреждение всегда предпочтительнее хирургического вмешательства, под которым в данном контексте понимается уголовное преследование. К этому подталкивают нас и окружающая действительность, и низкая эффективность мер наказания.

Исследования показывают, что многие граждане не видят смысла в разоблачении коррупционеров, так как свои проблемы легче решать с помощью подкупа, чем преодолевать бюрократические препоны. По данным ВЦИОМ, опубликованным в феврале 2007 г., 36% опрошенных заявили о терпимом отношении к взяточничеству. Такая психологическая мотивация у одних создает мнение о предпочтительности путем взятки добиваться своего, у других – формирует социально-правовую пассивность, нежелание участвовать в разоблачении преступников.

Отсюда задача государства видится в усилении мер экономического, социального, правового, организационного и иного характера, которые значительно ограничили бы возможность коррупции, воздействовали бы на причины и условия ее возникновения, понизили бы порог административных и прочих барьеров. Составной частью этих мер должно стать соответствующее воспитание граждан, благодаря которому выросло бы их правосознание и желание не мириться с произволом чиновников. Свой вклад в это дело может и должна внести общественность. Не преодолеем упадок нравственности, не выдавим из себя безразличие и терпимость к разгулу коррупции, будут страдать от ее гнета все – и те, кто не приемлет коррупцию, и те, кто ее не осуждает. Это, безусловно, сложно, может быть, пока невозможно сделать так, как хотелось бы. Но и нельзя сидеть сложа руки. Особенно важно воспитание той части молодежи, которой свойственно духовное обнищание при восприятии негативной информации, стирание грани между правомерной и противоправной деятельностью.

Но, несмотря на противоречивость общественного развития, различные «зигзаги» в новейшей истории России, большинство граждан сохраняют нравственные ориентиры, моральные ценности, культурные традиции, доставшиеся от предков, старших поколений. Это тот капитал, который надо защищать, оберегать, в том числе силой общественного мнения. И опираясь на общенациональную культуру, можно противостоять многим факторам, продуцирующим коррупцию. К этому сейчас есть ряд предпосылок объективного свойства в социально-экономической, политической и правовой жизни страны, от которых зависит результативность принимаемых мер. Следует лишь толково, рационально, как говорится, с умом распорядиться и воспользоваться ими.

Нельзя забывать и обходить молчанием такую важную проблему, как коррумпированность правоохранительной системы. Самые правильные и энергичные меры государства повиснут в воздухе, не дадут эффекта, если не добиваться скорейшего её очищения.

В конце декабря 2008 года Совет Федерации одобрил президентский закон «О противодействии коррупции». Закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

По решению президента РФ могут быть оформлены координирующие органы по реализации государственной политики в области противодействия коррупции. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность по борьбе с коррупцией органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ и других правоохранительных органов. Также они реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами. При этом Счетная палата РФ в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции.

По моему  мнению, учитывая взаимозависимость терроризма и коррупции, Национальный антитеррористический комитет (НАК) следует переименовать в НААК – Национальный антитеррористический антикоррупционный комитет с предоставлением соответствующих  координирующих функций и таким образом избежать параллелизма в работе.


Сергей Кривошеев

Директор Аналитического центра

Ветеранов Госбезопасности «Вымпел»

Добавить комментарий

Ф.И.О *
Эл. почта
Телефон
Сообщение *
Проверочный код *
Введите решиение выражения на картинке ниже

нажмите на картинку для ее обновления


* - Поля для обязательного заполнения.